Консультация для родителей «10 шагов к порядку в детской комнате»; Как научить ребенка убирать игрушки без слез и скандалов; «Если ребенок не хочет убирать игрушки»; Как приучить ребенка к порядку: полезные советы для родителей.
Консультация для родителей «10 шагов к порядку в детской комнате»
1.Сюжетно-ролевые игры. Например, ребенок – это водитель серьезной снегоуборочной машины, которой дали задание – убрать весь снег (игрушки) и вывезти его из города на специальный полигон (в ящики и тумбочки). Или же сегодня ребенку выпала роль водителя, который всех развозит по домам: можно на большой игрушечной машине развести кукол по их домикам, машинки по гаражам, и пр.
2.Креативный подход. Ваше чадо любит фантазировать и изобретать? Придумывайте вместе с ним полезные приспособления для уборки игрушек. Из того, что есть под рукой. К примеру, из коробки можно склеить самолет, который будет развозить игрушки по местам. А на коврике-самолете (делаем из картона, раскрашиваем) можно перевозить различные мелочи.
3.Настоящий детский квест. Рисуем красочную карту с 5-7 городами. Малыш путешествует от первой до последней станции, получая задания от «местных жителей». Одни просят очистить их озеро (ковер) от игрушек, чтобы рыбки могли дышать. Другие просят собрать урожай (лего), пока его не залил дождь. Третьи просто гостеприимные люди, которые угощают фруктами. И т.д. Чем больше приключений, тем веселее уборка!
4.Семейные вечерние «мини-субботники». Чтобы ребенок не чувствовал себя единственным «уборщиком» в доме, подключаемся к клининговому процессу всей семьей. Например, пока чадо собирает игрушки, мама протирает пыль на полочках, старшая сестра поливает цветы, а папа расставляет по местам большие мячи, кресла-мешки и подушки.
5.Копим очки. Мотивация в виде приза или конфетки – это не педагогично. А вот набранные при уборке очки – это уже и повод убраться, и польза для всех. Набранные за уборку очки вносим в специальный журнал, например, с помощью яркой наклейки. В конце недели (не больше, дети не воспринимают длинных периодов ожидания) по количеству набранных очков мама с ребенком идет в зоопарк, на каток или в музей (или еще куда-нибудь). Заодно учимся считать. 2 наклейки – просто парк. 3 наклейки – пикник в парке. 4 наклейки – зоопарк. И так далее.
6.Состязание. Если деток – двое или больше, то командный дух вам в помощь! Состязание – идеальный метод воспитания самостоятельности. Кто быстрее наводит порядок в своей выделенной для уборки зоне, тот выбирает сказку на ночь.
7.Великий побег. Если никакие способы не работают, устраиваем «побег» игрушек. После того, как чадо засыпает, собираем почти все игрушки и прячем их как можно дальше. После того, как ребенок их хватится, отдаем по одной и наблюдаем, убирает ли он их на место после игры. Если прибрался вечером – то на утро возвращается еще одна игрушка, которая может жить только в условиях чистоты. Не убрался – ни одна не вернулась. Естественно, важно объяснить, что игрушки сбежали именно из-за беспорядка. Не забудьте для закрепления материала почитать сказку про Мойдодыра, например.
8.Каждой игрушке – свой домик. Домики делайте вместе с чадом – яркие, красивые и удобные. Куклы живут, например, на полке в шкафу, а конструктор в домике-контейнере с цветными окошками, плюшевые звери – в коробке с окошками и шторами на окнах, а машинки – в гаражах-сотах (делаем, опять же, из коробки) или на полке. Обязательно объясняем, что как ребенок на ночь ложится в кроватку, так и игрушки тоже хотят спать в своих домиках.
9.Кто быстрее? Делим комнату пополам кеглями, ставим 2 больших контейнера и собираем с малышом игрушки наперегонки. Кто уберет больше – тот выбирает сказку, мультик или песню на ночь.
10.Фея-уборщица. Надеваем ребенку крылышки: сегодня ваша дочь – фея, которая спасает свои игрушки от злого дракона и наводит в своей волшебной стране порядок. Мальчику можно выбрать роль робота, полицейского или даже президента, который обходит перед сном свою страну и спасает ее от хаоса. Работаем на фасовке. Например, в одну коробочку собираем маленькие игрушки, в другую – мягкие, в третью – круглые, и так далее. Или раскладываем по цветам (по «семействам», по форме, по размеру, и пр.).
Как научить ребенка убирать игрушки без слез и скандалов
Сыну или дочери пора ложиться спать, а в детской комнате опять кавардак. Знакомая ситуация, не правда ли? Конечно, маме и папе проще простого уложить чадо и самим разобрать завалы игрушек, однако с точки зрения психологии воспитания такие действия будут в корне неправильными. Если вы не приучите ребенка к самостоятельной уборке игрушек уже в раннем детстве, то вам придется наводить за ним порядок и во все последующие годы. Помните об этом, дорогие родители. Правда, в процессе приучения важно не перегнуть палку, помня о нормах развития детей. Маленький ребенок еще не в курсе значений слов НАДО и ОБЯЗАННОСТЬ, поэтому заставлять малышей, упирая на их сознательность, — бессмысленное занятие. Своим криком, бескомпромиссными требованиями и даже угрозами немедленно выкинуть все это барахло вы добьетесь лишь грандиозной истерики. Поэтому нужно действовать более гибко, как учит игровая педагогика. Подключите фантазию и предложите ребенку представить себя бабочкой или пчелкой, собирающей пыльцу или нектар. Вырежете из бумаги крылышки, прикрепите их на спину малышу, и он будет с удовольствием порхать по комнате, собирая разбросанные игрушки. Другой вариант – объясните, что игрушки наработались за день и теперь хотят попасть в свои кроватки, а чтобы они не заблудились по дороге – их нужно проводить в домик. И не забывайте, вы вместе с малышом не делаете уборку – вы играете. В магазинах продается множество самых разных корзин и этажерок для игрушек, однако при желании их роль запросто сыграют обычные коробки. Для конструкторов, кукол, машинок и кубиков отведите отдельные коробки – они и будут их домиками. Вместе с ребенком оклейте коробки аппликациями из цветной бумаги и яркими журнальными вырезками, прикрепите скотчем таблички с названиями – дело готово! Теперь останется лишь поставить коробки на отведенное им место. Ребенок, собственноручно смастеривший такой домик, наверняка будет с охотой после окончания игры складывать в него своих плюшевых и пластмассовых друзей. Самую большую и красивую коробку назовите Волшебной. Пусть в ней живут самые любимые игрушки – куклы, зайцы, медведи, фантастические трансформеры. В другой коробке пускай обитают краски, фломастеры, альбомы для рисования, цветная бумага и пластилин. Еще одна коробка понадобится для хранения гаек, винтиков, неработающих будильников и другой утвари, ненужной взрослым членам семьи, но ценной для малыша. Игрушки отправлены по коробкам? Теперь напомните ребенку, чтобы он позаботился и о своих вещах. Помогите ему отправить спать на свои места носочки, маечки и штанишки. В ходе уборки говорите с ребенком спокойным, ласковым голосом, не повышая тон, даже если он что-то сделает неправильно. Поначалу вам придется наводить порядок вместе с малышом, но вскоре ребенок привыкнет следить за порядком самостоятельно. Главное – запастись доброжелательностью и терпением.
Консультация для родителей «Если ребенок не хочет убирать игрушки»
Когда в доме появляется ребенок, родители сталкиваются с проблемой разбросанных игрушек. Уборка вручную — не лучший выход, если вы не хотите заниматься этим всю жизнь. Кроме того, человеку необходим навык аккуратного обращения с вещами и организации пространства и рабочего места, а родители не смогут всегда быть рядом. Если ребёнок не хочет убирать игрушки, родители понимают, что упустили время. Однако ситуацию можно исправить, найдя способ научить ребёнка убирать игрушки. Рано или поздно каждого родителя начинают раздражать разбросанные по дому игрушки, ведь их сбор начинается лишь после того, как ребёнок уснул. Но все хотят вырастить ответственного человека, приспособленного к жизни в обществе. Не стоит думать, что навык уборки игрушек не пригодится в будущем. Если после двух лет родители безропотно убирают за ребёнком, то на пятилетнего ребёнка уже начинают кричать. Но глупо требовать от пятилетки, чтобы он сам убрал свои игрушки, если родители не начали его учить этому, как только он стал понимать речь и мог выполнять простейшие просьбы. Ограждая ребёнка от элементарной работы по дому и выполнения простейших обязанностей, взрослые оказывают ему «медвежью услугу». Ведь уже в детском саду этот навык будет необходим. Что же делать, если ребёнок не хочет убирать игрушки? Сразу стоит заметить, что учить ребёнка убирать игрушки нужно уже тогда, когда он начинает их активно разбрасывать самостоятельно. То есть детей в возрасте 1-1,5 года не стоит считать слишком маленькими для этого, ведь закрепить этот полезный навык можно примерно до 3 лет. Учитывая, что дети любят всё повторять за взрослыми, в первую очередь необходимо следить за порядком в доме. Трудно привить любовь к чистоте, если её нет. Родителям стоит начать с себя: не разбрасывать вещи, не оставлять чашки по всей квартире. Уборку игрушек лучше начинать тогда, когда ребёнок уже наигрался, но ещё не устал. Годовалых малышей можно попросить поставить 1-2 игрушки на место, обязательно напомнив, где именно оно находится. Обычно детки воспринимают это как продолжение игры и с удовольствием выполняют такую просьбу. Со временем объём убираемых игрушек малышом увеличится, и мама обязательно дождётся того дня, когда он сам их все уберёт. Методы воздействия, связанные с ограничением, запугиванием и указаниями, не целесообразны, так как рано или поздно они потеряют свою силу. А в некоторых ситуациях могут нанести вред психическому здоровью ребёнка и помочь выработке комплексов и страхов. Выделяется несколько принципов, которые наиболее важны в процессе приучения ребёнка к уборке игрушек. Во-первых, будьте примером для своего малыша. Если вы сами не содержите свои вещи в порядке, то вряд ли сможете объяснить ребёнку, насколько это важно. Во-вторых, не забывайте играть с детьми. Даже самые упрямые малыши не останутся равнодушными к искреннему желанию взрослых играть или соревноваться с ними. Детям очень нравится сортировать предметы по цветам и назначению, искать дом потерявшегося зайчика или ездить на машине в гараж. В-третьих, помогите ребёнку понять, для чего нужно убирать игрушки. Когда дети осознают смысл наших требований и видят, зачем им выполнять то или иное действие, они делают правильные выводы и в будущем воспринимают уборку как естественный процесс. Попробуйте объяснить это сначала себе, а потом ребёнку. Если игрушки мешают вам, но находятся в игровой зоне, это ещё не повод их убирать. Однако, если они лежат у вас на столе, то это всё равно что вы заняли его место для игр своими вещами — объясните ему это. Для детей, которые категорически отказываются собирать игрушки, можно завести специальную коробку, в которую отправятся все разбросанные вещи. Мама их собирает сама, но игрушки из этой коробки не отдаются ребенку на протяжении нескольких дней.
Как приучить ребенка к порядку: полезные советы для родителей.
Аккуратность не является врождённым качеством — её нужно развивать. Поэтому у вас есть все возможности воспитать ребёнка, который будет ценить порядок и чистоту в доме. Многие из нас, вероятно, ещё помнят, как родители пытались привить нам любовь к порядку, заставляя наводить чистоту хотя бы в своей комнате. Однако игрушки всегда оказывались на полу, а разбросанные вещи словно хотели стать ковром, который покрывал бы весь пол. Неужели эта история продолжается, но уже с вашими детьми?
Полезные советы родителям: как приучить ребёнка к порядку
Приучать ребёнка к порядку следует с самого раннего возраста, как только он начинает проявлять интерес к уборке, примерно с 2-3 лет. В этом возрасте дети воспринимают уборку как новую игру, поэтому могут помочь вам собрать игрушки и протереть пыль на полках. Не препятствуйте таким проявлениям самостоятельности и не говорите малышу «у тебя не получится», «ты ещё слишком мал» или «не мешай». Иначе он может привыкнуть, что за него всё делают взрослые, и приучить его к чистоте станет сложнее. Старайтесь превратить уборку в увлекательную игру: включайте музыку и разбирайте вместе с ребёнком «ящики с забытыми мелочами» и шкатулки, к которым у него обычно нет доступа. Вечером можно не просто собирать игрушки, а готовить комнату к приходу эльфов, которые будут танцевать в темноте и могут споткнуться о разбросанные игрушки. Пусть малыш знает, что если оставить кукол спать на полу, однажды они могут обидеться. Не заставляйте ребёнка бездумно убирать вещи по схеме «игрушки – книжки – пыль…» или «потому что так надо». Объясните ему, для чего нужен порядок. На первых порах аргумент «завтра будет проще найти нужную вещь» может не действовать. Объясните, что вам неприятно находиться в комнате, где всё разбросано, покажите, как вы следите за порядком в своём шкафу, и предложите ему сделать то же самое «самому» и научить своих игрушек порядку. Дети обожают подражать взрослым и с удовольствием будут делать «как мама». Чтобы ребёнку было легче поддерживать порядок в комнате, у каждой вещи должно быть своё место: для книг — полки, для игрушек — отдельная коробка, для вещей — шкаф, для носков и нижнего белья — отдельный ящик. Так ребёнку будет легче ориентироваться, куда что складывать. Не стоит наказывать ребёнка за беспорядок, иначе любовь к чистоте может пропасть, так и не успев зародиться. Малышу может быть неинтересно просто протирать полку и складывать на неё игрушки. Пока ребёнок маленький, можно придумать для него увлекательную игру. Например, можно сказать, что игрушки собираются в кругосветное путешествие и не должны брать с собой пыль, потому что она может быть опасной. Детям легче воспринимать конкретные поручения, а не абстрактные просьбы «прибраться в комнате». Давайте им чёткие задания: расставить книжки на полке, выбросить фантики от конфет и так далее. Можно написать список дел на листе бумаги, чтобы ребёнок мог ставить галочки или вычёркивать выполненные задания яркими фломастерами, пока вас нет дома. Если у вас двое или больше детей, можно устраивать конкурсы на скорость уборки. Не стоит приучать ребёнка убираться за награду, иначе впоследствии он может отказаться наводить порядок «за просто так». Малыш должен регулярно получать мелкие задания, но не однообразные, чтобы уборка не наскучила. Предоставьте ему право выбора: «Помогать маме на кухне или складывать игрушки в коробку?» Не стоит ругать ребёнка за неловкость и переделывать при нём то, что ему не удалось — заново вытирать пыль или перемывать полы. Обязательно хвалите своего юного помощника, даже если он сделал что-то неумело. Это поможет ему поверить в свои способности. По возможности убирайтесь вместе, чтобы уборка не превратилась в скучную рутину, которую ребёнку придётся выполнять в одиночестве. Аккуратными не рождаются — ими становятся, поэтому у вас есть все шансы приучить ребёнка к порядку. «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету» — Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький Принц». Наверное, многие из нас ещё помнят, как родители пытались приучить нас к порядку, заставляя прибираться хотя бы в своей комнате. Но игрушки всегда отказывались отправляться на свои места, а разбросанные вещи почему-то грозили превратиться в ковёр, ровным слоем застилающий пол. Теперь история продолжается, но уже с вашими детьми? Чтобы облегчить ребенку поддержание порядка в комнате, каждой вещи следует отвести своё место: для книг — полки, для игрушек — отдельная коробка, для вещей — шкаф, для носков и нижнего белья — ящик. Так малышу будет проще запомнить, куда что складывать.
Маленькие хитрости, которые помогут приучить ребёнка к порядку
Не стоит уделять чистоте в доме чрезмерное внимание. Ребёнок должен научиться убираться по мере необходимости, так же естественно, как чистить зубы дважды в день и умываться утром. Вот несколько простых советов, которые помогут упростить этот процесс:
- По возможности избегайте использования «пылесборников» в отделке детской зоны или комнаты, таких как пушистые ковры, драпировки и тяжёлые гардины, которые трудно снимать.
- Мелкие предметы лучше хранить в ящиках или специальных коробках и шкатулках: с коробки стереть пыль легче, чем с каждой маленькой вещицы.
- Не превращайте детскую в выставку игрушек. Вместе с малышом расставьте на стеллажах только любимых зверей, кукол и «предметы первой необходимости». Всё остальное можно убрать в коробки и достать, когда ребёнку надоедят привычные игрушки.
- Примерно с 2 лет дети уже могут выполнять простые действия на кухне — расставлять тарелки и раскладывать столовые приборы. Сначала выполняйте все действия вместе, а затем постепенно приучайте ребёнка мыть за собой грязную чашку, вытирать посуду и выбрасывать мусор в корзину.
- С 4 лет (а иногда и раньше) ребёнок уже захочет самостоятельно решать, как лучше и красивее расставить предметы на полке в своей комнате — не пресекайте его стремление к прекрасному.
- Не старайтесь сразу нагружать ребёнка множеством дел. Начните с 2-3 постоянных обязанностей, например, собрать игрушки, отнести грязное бельё в корзину, собрать портфель и сложить игрушки. Обязательно контролируйте их исполнение.
- Постепенно у малыша могут и должны появиться и другие постоянные обязанности. Например, он вполне справится с поливом комнатных растений, если купить для этого маленькую лейку. И напоследок, помните, что приучение ребёнка к чистоте — это кропотливый и постоянный процесс. Вы для детей — самый главный пример, и они копируют не только ваши хорошие привычки. Поэтому постарайтесь стать для них образцом для подражания. не жаловаться в присутствии детей, что устали и не хотите мыть посуду или убираться, иначе на следующий день можете услышать, как они повторяют все, услышанное от вас накануне применительно к наведению порядка в детской.
Благодарю за внимание!
Комментарии
Отправить комментарий